Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №35

Адрес299703, Российская Федерация, Город Севастополь, Инкерманский муниципалитет, Инкерман, Менжинского, 11, три корпуса

ФГОС

НЕСТАНДАРТНЫЙ СТАНДАРТ

С 1 января 2014 года российское дошкольное образование живёт «по стандарту». ФГОС дошкольного образования – нововведение не из разряда хорошо забытых педагогических мод. Ему трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. С нового учебного года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Не только стандарта, но его – в первую очередь.
Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно. Бесспорно, это усиливает позиции дошкольного звена в системе российского образования. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему?
В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения? Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять – опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так, то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?
Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования (см.:«Стандартизация» дошкольного образования: путеводные звезды и подводные камни // Обруч. 2013. № 3). Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба вектора увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.
Идея самоценности дошкольного детства – впервые в формате управленческого документа – насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.

Анализ преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

29.03.2016

С 2010 года последовательно вводились в действие ФГОС общего образования: начального, основного, дошкольного. ФГОС – это нормативно- правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всех ступеней образовательными учреждениями. Стандарт состоит из следующих разделов:
Общие положения. В этом разделе указывается, с какой целью Стандарт разработан, на что направлен, что лежит в его основе, на что ориентирован Стандарт, для кого предназначен).

Читать далее

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie