Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №35

Адрес299703, Российская Федерация, Город Севастополь, Инкерманский муниципалитет, Инкерман, Менжинского, 11, три корпуса

Одаренные дети

pamiatka-roditieliam-odariennykh-dietiei_1.pngОдарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:

  •  мыслит оригинально и творчески;
  • хорошо понимает юмор;
  • у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
  • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
  • часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых.



 

Рекомендации для родителей одарённых детей

15.05.2019

Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальность.
Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.
Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собствен-ное дело.
Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.
Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослы-ми.
Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо разви¬ты, как и он.
Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок бу¬дет все-гда победителем, другие дети могут его возненавидеть.
Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перех¬валивайте его.
Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.
Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использо-вать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.
Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщен-ной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствова-ли самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместно-го общения.
Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требо-вания неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.

Советы Дэвида Льюиса, одного из признанных специалистов по одаренности

10.07.2019

• Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
• Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
• Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
• Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
• Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
• Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
• Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
• Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
• Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
• Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
• Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
• Внимательно относитесь к его потребностям.
• Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
• Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
• Не дразните ребенка за ошибки.
• Хвалите за любые успехи.
• Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
• Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
• Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
• Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
• Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
• Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
• Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
• Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
• Помогайте ребенку стать личностью.
• Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
• Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
• Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
• Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
• Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
• Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
• Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

11.06.2019

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
• Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
• Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
• Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
• Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и ду-шевному мужеству;
• Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
• Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней;
• Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
• Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интел-лектуальном плане;
• Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом;
• Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
• Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
• Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
• Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
• Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для ин-теллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.
• Избегайте сравнивать детей друг с другом.
• Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
• Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
• Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
• Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
• Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
• Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
• Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
• Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыра-жении.
• Будьте честными! Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
• Адекватно оценивайте уровень развития ребенка!
• Избегайте длинных объяснений или бесед!
• Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке! Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
• Уважайте в ребенке индивидуальность! Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
• Развивайте в своих детях следующие качества:
• уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
• понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
• интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
• уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
• привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
• умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Психологические советы и консультации для родителей: «Одарённые дети и «звёздная болезнь»»

06.08.2019

Материал полезен для родителей, одарённых, талантливых и спо-собных детей. Даны рекомендации по формированию адекватной самооценки одарённых детей, профилактики «звёздной болезни».
Цель: Познакомить родителей одарённых детей с опасностями «звёздной болезни» и дать рекомендации по формированию у них адекватной самооценки
Задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• ознакомление родителей с основными симптомами «звёздной бо-лезни»;
• своевременное предупреждение и преодоление «звёздной болез-ни»;
• формирование адекватной самооценки у одарённых детей.
В детском саду занимаются много одарённых, талантливых, способных детей. Но существуют факторы, препятствующие росту одарённости.
Одним из таких факторов является самооценка - один из мощнейших регуляторов личностного и творческого роста. От самооценки напрямую зависит, как человек взаимодействует с другими людьми (сфера коммуникации); как относится к себе; каким будет его локус контроля (будет ли человек брать ответственность за происходящее с ним на себя либо же станет перекладывать вину на обстоятельства); какова его эмоциональная возбудимость.
Во всех этих случаях зависимость носит линейный характер: то есть чем адекватнее самооценка, тем благополучнее личность, и, напротив, при неадекватной (заниженной) самооценке - возникают проблемы с общительностью, самоуверенностью, уважением к себе; человек становится раздражительным, невротизированным, появляются депрессивные настроения; он понапрасну винит себя в том, чего на самом деле нет, и т. д.
К числу крайне опасных психологических кризисов, избежать которых, к сожалению, удаётся далеко не каждому одарённому ребенку, относится кризис, получивший в быту очень точное название, — «звёздная болезнь».
Не существует прямой зависимости между силой «звёздной болез-ни» и достижением. Уровень достижения сам по себе может быть абсолютно ничтожным: победа в матче, первая публикация, удачно сыгранная первая роль и т. п. Реакция же несоизмерима.
Основным симптомом «звёздной болезни» является возвеличивание себя, которое проявляется в самых разных сферах деятельности.
Для людей с синдромом «звезды» свойственно приходить в ярость от малейшей критики.
Люди такого типа живут с постоянным чувством зависти ко всем, кто добился успеха и даже к тем, кто живет обычной насыщенной и интересной жизнью. Проблемы в общении у таких личностей возникают на фоне того, что они своим поведением вызывают у окружающих негативное отношение к себе.
Такие личности считают всех остальных ниже себя. Они ищут вос-хищения окружающих прежде всего для того, чтобы получить подтверждение своего величия и сохранить свое превосходство над другими. Чтобы защитить свое слабое Я от разрушения, они используют различные защиты, но самое излюбленное их средство от тревоги – это идеализация и обесценивание.
Они либо идеализируют кого-то и обесценивают себя, либо идеализируют себя и обесценивают других. Когда их стратегии наталкиваются на препятствие, они могут впадать в депрессию.
Но не любое стремление к успеху может приводить к «звездной болезни».
Все зависит от того, какие мотивы движут вашими стремлениями к успеху. У любого здорового организма есть вполне нормальная потребность в саморазвитии. Мотивом к новым достижениям выступает стремление к самореализации, поиску новых знаний, развитию навыков и способностей, которые открывают все новые перспективы в жизни. В этом случае человек стремится не к славе как таковой, а к новым достижениям, открытиям, развиваясь в профессиональном и личностном плане.
В болезненном (невротическом) проявлении правят другие мотивы, это стремление к престижу, потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения.
Это является основным отличием невротических стремлений к вла-сти, престижу, богатству от здоровой потребности в личностном развитии и самореализации, что в конечном счете и является смыс-лом нашего существования.
Проблема завышенной самооценки, собственной исключительности и «звездности» зачастую ведет к формированию у ребенка соответствующего стиля поведения. Презрительные взгляды свысока на своих сверстников очень часто делает такого умника изгоем. И это, как ни парадоксально, еще больше убеждает ребенка в собственном превосходстве и неповторимости. «Они меня не понимают!» - восклицает он. А не понимают когда? Правильно, когда ты - слишком умный, а все остальные - дураки. Конечно, с таким отношением к окружающим ребёнку живется нелегко! На самом деле он глубоко переживает конфликт с социумом. Недостаток общения делает одаренного ребенка замкнутым, угрюмым и неразговорчивым. В какой-то момент в лагерь «не понимающих» начнут переходить учителя, а затем и родители.
Он будет ставить перед собой чрезмерно сложные задачи, которые не всегда в состоянии решить, что в свою очередь может породить агрессию. Завышенная самооценка порождает в человеке такие отрицательные черты, как самоуверенность, высокомерие, некритичность к себе и к окружающим. Нередко «маленькие короли» нетерпимы к другим, заносчивы, конфликтны, из-за чего не могут ужиться в школе, не способны завести друзей. В учебе они предпочитают либо слишком трудные задачи, либо, наоборот, легкие, решение которых подтвердит его умения и не поставит под сомнение умственные способности. Любую неудачу самоуверенный ребенок спишет на «обстоятельства», «лень», «дурное настроение», но никогда – на нехватку способностей.
Ребёнок уверен, что в любой работе он будет на высоте, т.к. талантлив, одарен, возможно, гениален! Даже если ребенок двоечник, он обязательно вспомнит событие или дело, где показал высокие результаты. Иными словами, дети с большим самомнением не способны критично оценивать результаты своего труда и ставить перед собой адекватные цели. А в будущем это отразится не только на обучении, но и на личной жизни.
Но часто не сам ребёнок, а его родители и окружение виноваты, что навязали ему мысль о том, что он – самый лучший. И ему самому очень непросто жить с постоянным грузом «своей идеальности».
Для того чтобы ребенок четко представлял границы своих возможностей, необходимо правильно оценивать результаты его деятельности. Чаще всего оценка взрослых сводится к банальным «хорошо-плохо». При этом не поясняется, в чем прав или не прав ребенок, где допустил ошибку, по какой причине. Но оценочное мнение должно быть аргументированным – только тогда оно станет конструктивным.

Когда вы ругаете или наказываете ребенка

05.08.2019

• он должен четко представлять, за что его наказывают. Необходимо
спокойно обсудить с ним, что он сделал неверно и как следовало поступить;
• надо оценивать поступок, а не личность ребенка. Замените фразу «Ты плохой!» на «Ты неправильно поступил»;
• возьмите за правило: если вы очень разозлились на ребёнка, постарайтесь отложить момент наказания до того, как успокоитесь;
• помните: наказание исчерпывает проступок. Ребенок выполнил работу над ошибками, провел неделю без телевизора, попросил прощения – больше к «отработанному» наказанием поступку воз-вращаться нельзя никогда!
Имейте в виду, что наказание не должно быть очень отсроченным. Плохо выполненная контрольная работа не должна стать причиной отказа взять на интересное мероприятие.
Щедро хвалите ребенка за успехи, но и не делайте из них сенсацию, Заметив признаки «звездной болезни» мягко поставьте ребенка на место. При этом необязательно задевать область его способностей, повод может быть куда более бытовой: «Что же, такая умница, а посуду помыть не можешь?» И, напротив, почувствовав, что ребенок неуверен в своих силах, подбодрите его, ненароком заметив, что преподаватель прекрасно отзывался о его последней работе, назвав ее лучшей.
Если же вообще перестать хвалить умника, чтоб, не дай Бог, не за-знался, то есть риск добиться противоположного результата, когда он будет очень неуверен в своих, пусть даже, по мнению окружающих, и блестящих способностях (ведь мама с папой никогда об этом не говорили, а, значит, так вовсе не считают!)
Выбирая единственную верную на ваш взгляд тактику воспитания, помните, что забота о ребенке не должна превратиться в гиперопеку, которую, к сожалению, нередко можно наблюдать в семьях с одаренным ребенком. Но не нужно впадать и в другую крайность и держать малыша в «ежовых рукавицах». Кстати, это еще одна распространенная ошибка родителей юных талантов, когда они самонадеянно полагают, что диктатура и излишний авторитаризм, следствием которых является ситуация постоянного стресса и напряжения в семье, прекрасно стимулируют творческий процесс
Золотая середина – вот то, что вы должны отыскать. Общих правил и схем здесь быть не может. Все зависит только от вас.

Рекомендации и упражнения по коррекции завышенной самооценки

16.05.2019

Упражнения:
1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.
Рекомендации:
1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, ро-дителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
4. Получив отказ в просьбе о чем - либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанали-зируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь ме-лочью недостатки других людей?
9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
10. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.
Главная задача и педагогов, и родителей – научить талантливого ребёнка любить искусство в себе больше, чем себя в искусстве

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie